«Оставляю душу и сердце в Берёзе…»

Так эмоционально расставался с коллективом Берёзовского историко-краеведческого музея гость из Махачкалы Магомед Магомедович Коратов, который со своей женой и двумя внуками провели два июльских дня в нашем городе. Жители столицы Дагестана ранее поклонившись сожжённой Хатыни и доблестной Брестской крепости, приехали в Берёзу, чтобы найти место захоронения своих родственников, пропавших без вести в первые дни Великой Отечественной войны. Двоюродные братья -дагестанцы Магомед Куратов и Магомед Исаев в 1939 – 1941 годах проходили срочную военную службу солдатами – стрелками в Белоруссии, на территории Берёзовского района. Как разъяснил при встрече с гостями военный краевед, подполковник в отставке Валерий Непарко (автор книги «В рядах Отечественной рати» о 205 – й моторизованной дивизии, постоянным местом дислокации, которой перед войной была Картуз - Берёза, Красные Казармы), дяди Магомеда Магомедовича могли служить в подразделениях 721 – го или 226 – го мотострелковых полков упомянутой дивизии, которые в июне 1941 года находились на полигоне военного городка Комсомольск, расположенном в лесном массиве у деревень Старые Пески, Войтешин и Речица. Тем более, что в «Именном списке безвозвратных потерь по Цумадинскому райвоенкомату Дагестанской АССР за период с 1941 по 1945 год», найденном в электронном банке данных «ОБД. Мемориал», значится, что последнее письмо рядового красноармейца Магомеда Куратова отправлено им в родное село Тинди матери Патимат Гусаровой первого июня 1941 года из Белорусской ССР, города Берёзы. Конкретнее – почтового отделения Старые Пески, почтового ящика 43113.

22 июня 1941 года после налёта фашистской авиации на военный городок Комсомольск, на Красные казармы были убитые, но до сегодняшнего дня не установлено их место захоронения. Подавляющее большинство погибших в 1941 году покоятся в безымянных могилах. Гости поклонились павшим воинам, захороненным в братской могиле в Комсомольском сквере г. Берёзы, 114 имён которых остаются неизвестными; побывали на территории Красных казарм, посетили филиал музея – галерею искусств. В музейной экспозиции периода Великой Отечественной войны горянка Сахи Сайгидгосеновна, потрясённая трагедией жизни жителей Берёзовщины в годы длительной немецко-фашистской оккупации, произнесла запомнившуюся фразу: «Как можно было всё это пережить?». Гости увезли на родину историко-документальное издание «Память. Берёзовский район», чтобы познакомить с историей нашего края своих родных и земляков.

И хотя гости из Дагестана не смогли узнать, где герои их семьи нашли вечный покой, уезжали они со светлыми чувствами и словами благодарности за предоставленные крупицы информации об их родственниках, за бережное сохранение памяти о павших в боях на берёзовской земле, за теплоту приёма, за душевную щедрость и участливость, проявленные работниками музея. Магомед Магомедович Коратов, в прошлом учитель истории, работал главой сельского поселения, в свои 70 лет остаётся в душе романтиком и сочиняет стихи, которые посвящает родным людям, друзьям, известным землякам, уроженцам села Тинди Цумадинского района. Как частица культурной самобытности народа Дагестана в музее остался дар - его поэтический сборник «Размышления горца» на аварском языке, изданный в этом году в Махачкале. Во время общения не могли не вспомнить великого аварца – поэта Расула Гамзатова, посвятившего Белоруссии и её поэтам немало стихотворных строк, а также пронзительное стихотворение «Журавли», переведенное на русский язык, ставшее песней – реквиемом и памятником всем павшим в Великой Отечественной войне. И когда клин белых журавлей, в которых превратились погибшие солдаты, «свершая путь свой длинный» в небе над «сказочными скалами Эльбруса» или «зелёным каспийским простором», над полесскими Чёрным и Белым озёрами или «блакитной» Ясельдой – рекой, «выкликают чьи – то имена», мы верим, что звучат в этом крике имена двух без вести пропавших сынов Дагестана – Магомеда Куратова и Магомеда Исаева, «смерть принявших в суровую годину» на земле белорусской.

Алла Драган, научный сотрудник
Берёзовского историко-краеведческого музея

838