Краеведение

      БРОННАЯ ГОРА

          Подлинной фабрикой смерти в годы оккупации немецко-фашистскими захватчиками территории района стало это место, где было уничтожено более 50 тысяч советских граждан и граждан Западной Европы в основном еврейской национальности. В числе расстрелянных здесь и жители Березовского района.

17 июля 1994 года на Бронной Горе открыт памятник жертвам фашизма. 7 июня 2007 года  на постаменте памятника установлена  мемориальная доска с надписью на четырех языках – белорусском, английском, иврите и идише о том, что памятник установлен в память о жертвах нацизма.  В 2021 году месту массового уничтожения присвоен статус историко-мемориального места погребения. 

Урочище Бронная Гора как место массового уничтожения советских людей увековечено в мемориальном комплексе «Хатынь».

«Бронная Гора, этот красивейший уголок Березовской земли, немецко-фашистскими  захватчиками был  превращен  в место гибели десятков тысяч мирных людей. Весной 1942 года поляна, расположенная в 400 м севернее станции Бронная Гора, со всех сторон была обнесена колючей проволокой. На расстоянии  150 м от проволоки, на всех подходах к ней появился плакат на русском и немецком языках: «Осторожно! Опасно для жизни! Проходить дальше запрещается! Патрули стреляют без предупреждения!»

Долгое время жители не могли понять, почему так усиленно  охраняется  Бронная  Гора, почему  солдаты  с нашивками СС стреляют в каждого, кто случайно забредет сюда. На запретную территорию пропускали лишь пригнанных из окрестных деревень жителей для копки  ям. Раздавались взрывы, вверх взлетали столбы земли. Многие полагали, что немцы ведут здесь военно-строительные работы. Не знали, для чего предназначены ямы, и люди, копавшие их.

В мае 1942 года на железнодорожную станцию Бронная Гора прибыли пять эшелонов с советскими людьми. Первый пришел со станции Береза-Картузская. В каждом из 16 вагонов находилось не менее 200 человек. Затем пришли поезда со станций Пинск, Кобрин, Брест… От скученности многие умирали в вагонах, но трупы не убирались.

Эшелоны с узниками подавались на железнодорожную ветку, которая проходила через площадку с ямами-могилами. Узников выгоняли с вагонов, заставляли раздеваться, по проволочным коридорам гнали к ямам, приказывали ложиться рядами и расстреливали. В конце ноября 1942 г. немецкими оккупационными властями было уничтожено более 50 тысяч мирного населения, в подавляющем большинстве евреев.

Но ни колючая проволока, ни усиленная охрана не в состоянии были скрыть страшную тайну Бронной Горы.

  Немецкие бандиты пытались скрыть преступление, чтобы   уйти от ответственности за убийства.  В марте 1944 года эсэсовцы оцепили место массовых казней. Сюда пригнали сто человек. Им приказали разрыть могилы, а трупы сложить в штабеля и сжечь. На протяжении 15 дней и ночей над Бронной Горой висело темно-желтое облако, стоял невыносимый смрад. Немцы разбирали ставшие уже ненужными 48 военных бараков и использовали доски в качестве дров. Очевидцы утверждают, что для сжигания трупов использовались не только дрова, но  и  какая-то жидкость, которая в ночное время горела синим огнем.

Огромные кучи пепла были зарыты в землю, а возвышавшиеся могильные холмы сравняли с землей. Людей, сжигавших трупы, по приказу гестапо расстреляли, как свидетелей злодеяний. Но такое чудовищное преступление скрыть невозможно. Чрезвычайная государственная комиссия  по выявлению и расследованию преступлений немецко-фашистских захватчиков установила, что на Бронной Горе было уничтожено более 50 тысяч советских граждан. Были установлены и конкретные виновники этой чудовищной трагедии. Это - начальник Брестского областного бюро полиции, майор Роде (с начала 1944 года - капитан Бинер), начальник 1-го участка полиции Бреста лейтенант Гофман, заместители начальника полиции Бреста Гольтер, Грибер и Бос, начальник 2-го участка полиции Бреста лейтенант Прейзнигер, начальник криминальной полиции СД обершарфюрер Завадский, заместитель начальника СД оберштурмфюрер Цибель, руководивший расстрелами сотрудник СД Герик, начальник жандармерии в Березе обер-лейтенант Гердес, офицеры СД – Грибер и  Ванцман». 

Память: ист.-докум. хроника Берёзовского р-на. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Беларус. Энцыкл. імя П.Броўкі, 2014. – С. 202-203.